понедельник, 8 августа 2016 г.

В эти выходные я исполнила свою давнишнюю мечту - съездила в Баргузинский залив на полуостров Святой Нос, чтобы покорять знаменитую вершину этого полуострова...

Я записалась в туристическую программу, в рамках которой группу привозят из Улан-Удэ в Баргузин на 2 дня. Дорога туда на автобусе занимает 5-6 часов, поэтому чтобы совершить восхождение, нужно ехать как минимум на 2 дня.
Наш лагерь расположился на берегу очень красивого залива. Здесь лес, великолепный песчанный пляж.

Установили палаточный лагерь.

В субботу Байкал был не спокоен, но к моему удивлению вода оказалась очень теплой и мы купались и гуляли по пляжу.

Вечером встретили живописный закат.

На восхождение мы должны были отправиться из лагеря в 7.30 утра. Я встала в 6-ом часу, чтобы запечатлеть красоты утренней природы. И мне повезло. В субботу горы были в дымке и плохо видны, зато утром воскресенья глазу предстало сказочное зрелище.

Высота верхней точки Святого Носа - плато Глинка - 1877 м над уровнем моря. Протяженность пути 7 км по склонам из камней, рыхлого грунта под наклоном 35-40 градусов вверх и столько же вниз, плюс приличное расстояние по лесу. Даже не знаю как я на это решилась. Решилась, потому что уже 3 года хотела и не подозревала, что это настолько тяжело и опасно. Наверное нужно было остаться на прекрасном песчаном пляже, купаться, загорать и наслаждаться красивой природой. Но я же решила все-таки попробовать пройти по тропе испытаний.

В начале пути. Наслушалась уже рассказов, что только очень выносливые доходят до конца, что можно получить различные травмы, что были смертельные случаи, что ходят медведи и ещё много чего. Вид уже немного запуганный, но в голове одна мысль - дойти. В таком походе обязателен головной убор, спортивные мягкие и удобные брюки, удобные прочные кроссовки и что-то тёплое (куртку я брать не стала, пошла в футболке и толстовке. Толстовку потом почти сразу сняла, т к стало оч жарко) В рюкзаке фотоаппарат, телефон, влажные салфетки, легкие диетические козинаки с мёдом и патокой (чтоб еда не тянула вниз) и кусок вяленого мяса, 1 л воды (хотя рекомендовано брать 2 л), но я же надеюсь дойти на вершину и там пополнить свой запас чистой водой с ледника. И вообще думаю, что я много не пью и мне 1 л вполне хватит. Признаюсь, мне его хватило, но очень впритык. Чем спасалась, расскажу позже...

Путь через лес до подножия достаточно длинный. Особенно это ощущается, когда возвращаешься. Туристы вроде меня обратно идут по этому лесу уже в кромешной темноте, освещая свой путь фонариком и трясясь от страха заблудиться или наткнуться на медведя. Так что фонарик тоже нужен в рюкзаке.

Подъем на Святой Нос делится на 2 части по 3,5 км - до точки "Крест" ( на вершине установлен крест и флаг РФ. Этот путь считается самым сложным, поэтому много доходят только сюда, т к затрачивают основные силы и дальше подниматься не решаются) и далее до плато Святой Нос. До Креста подъем происходит примерно по такому грунту, местами по камням. Подниматься по такой тропе гораздо легче, чем спускаться. При спуске все это просто сыплется, едет и травмирует ноги. Испытываешь очень сильную нагрузку на стопу, особенно в передней части. Лично у меня теперь адски болят пальцы ног и кажется у меня отошли ногти на больших пальцах. К слову, кроссовки мои Asics выдержали, но уделаны песком и грязью.

Подъем до Креста состоит из множества пиков, протяженность наверное метров по 100-200, хотя я не уверена. Но их очень много и каждый раз, видя перед собой очередной пик, думаешь - вот он последний. Но поднимаясь на него видишь ещё один. И сразу восклицаешь: " Да когда же вы закончитесь!"

Я с несколькими людьми из группы останавливалась на каждом пике. Мы отдыхали минут по 5 и по началу даже фотались. Потом на фотографии оставалось все меньше и меньше сил. Кстати, наш поход начался с пасмурной прохладной погоды, что есть самый оптимальный вариант для подъема. Но на Байкале и тем более в горах погода всегда непредсказуема (о погоде мы ещё поговорим)

Чем выше поднимаешься, тем красивее становится вид. Уже виднеется Баргузинский залив, похожий на блюдце. В воскресенье вода была спокойной и тихой ( а вот в субботу мы купались в больших тёплых волнах)

На склонах были замечены заросли брусники, но здесь она ещё зелёная и не вкусная

Начав восхождение в 8-ом часу утра, шатаясь в разные стороны и опираясь на палку (для скандинавской ходьбы я не имею, взяла у подножия толстую прямую палку, заботливо оставленную кем-то из спустившихся. Палка-выручалка реально такой и оказалась. Без неё я бы наверное не дошла), иногда даже уже чуть ли не ползком карабкаясь по склону, в 11.22 я написала первую победную смс мужу: "Я это сделала! Я на Кресте!". А до этого были только жалобные сообщения типа - не хочу не могу. Я сейчас умру. Зачем я сюда поперлась. Сижу счастливая, уставшая и подумываю вернуться назад. А за мной уже не только баргузинский залив, но и часть Чивыркуйского.

Сидели на Кресте минут 30 и мучились вопросом - быть или не быть в нашем списке покорёнными цепи горных хребтов с камнями-валунами. Ведь в перелива были не только крутые подъемы, но и опасные спуски. Вид в стиле Властелина колец. Плато виднеется вдалеке, на самой верхней точке. Кажется, что хребтов совсем немного, но это визуальный обман. В общем, мы пошли дальше...

На склонах хребтов нет деревьев, они виднеются только у подножий. Тут в основном только камни разных размеров - от мелких до гигантских. Взбираться по гигантским мне было очень страшно. Из растений тут встречаются кусты каких-то ягод, дикой малины, брусники. Цветы - васильки, колокольчики, много Иван-чая и ещё какие-то неизвестные мне растения. Но все невысокое. В прошлом году полуостров очень сильно пострадал от лесных пожаров. Очень много гари. Очень грустно было наблюдать обуглившийся лес на соседних хребтах.

Мы шли так же - не торопясь, делая остановки. В момент, когда мы были на второй части пути, небо разъяснило и солнце стало нещадно печь нас. Стало тяжело и жарко идти, очень хотелось пить, а воды уже было мало. На некоторых остановках мы заменяли глазок воды ягодами брусники. Здесь она была почти поспевшая, сочная, кислая. Хорошо спасала от жажды. Правда потом от неё очень болел язык.

Оставляя позади хребет за хребтом (кстати, если смотреть на съемке со спутника, череда хребтов Святого Носа напоминает голову осетра. На этот счёт даже есть легенда), мы продвигались к своей цели. Здесь было немного легче, чем в пути до Креста, потому что подъемы здесь сменяются или спусками или прямыми участками. Когда мы перевалили примерно половину отрезка, солнце пропало, небо снова затянули тучи и стал дуть ветерок, который, к слову, по увеличению высоты усиливался. Временами покрапывал мелкий дождь. Конечно хотелось передвигать ногами быстрее, но силы были на исходе. То и дело в голове мелькала мысль - а как же возвращаться? У меня была только одна надежда, что на плато я хорошенько отдохну и перекушу. Ещё стимулом дойти стала вода. На обратный путь нужна была вода, которая совсем уже заканчивалась.

В 15.00 мы с моим "тепленьким Путиным" ступили на плато Глинка полуострова Святой Нос. Хочется крикнуть: "Я на вершине мира!" Но, нет, это не вершина мира, но на сегодняшний день - это вершина моих физических возможностей. Признаюсь, из группы я с одной девушкой пришли последними.

Признаться, природа на плато меня вообще не впечатлила. Это тундра, поэтому растения тут тоже все низкие, стелящиеся. Много кедра с зелёными шишками (забыла как он называется), есть ягоды и грибы.

Долго пробыть на плато не получилось. Во-первых там оказалось очень очень холодно из-за ледяного ветра. Во-вторых, минут через 30 пошёл дождь и пришлось в скором темпе собираться, бежать на остатки ледника, чтобы набрать воды. Я когда поднималась, представляла, что увижу ледник, снег. А на деле снега уже не было. Были глубокие лужи прямо в земле. Я удивилась и подумала, что это пить не стоит. Но мы все же попробовали зачерпнуть, понюхать и попробовать. Вода была кристально-чистая, очень холодная, без запахов. Единственное, в ней плавали всякие веточки и листики. Мы процедили её в бутылки через платок и решили, что пусть уж лучше такая, чем никакой. Тем более, что нам сказали что все туристы пьют эту воду. Сфотать лужи не получилось из-за дождя. В общем, мы в спешке начали спускаться. Мало того, что сами были мокрыми и замерзшими, так камни на хребтах стали опасно скользкими, а грунт превратился в грязь. Спустились до креста мы часа за 2,5 (это конечно быстрее, чем поднимались). А вот на Кресте со мной случилась оказия. Ноги перестали слушаться перед самым сложным участком. Ноги просто выгибались в разные стороны. В кроссовки насыпался грунт с камнями, потому что ноги буквально ехали и надо было быть очень аккуратной, чтобы не упасть. Без падений на пятую точку на камни естественно не обошлось. Кроме того, при таком наклоне спуска вся стопа в обуви уезжает как бы вперёд и такое чувство, что надел обувь на 3 размера меньше. Очень больно пальцы ног. Сейчас мне даже кажется, что у меня отходят ногти на больших пальцах. По идее, надо было ставить стопы боком, но у меня при таком способом выгибались колени. В общем, я спускалась с одной стороны, опираясь на свою палку, а другую руку поддерживал инструктор. Если бы не его помощь, я наверное так бы и осталась там. Мы с ним остались вдвоём и спускались очень медленно. Когда стало темно, мы добрались только до начала леса, дальше, как я говорила ранее, шли в темноте. При этом я шла очень медленно. Ноги реагировали на каждую ямку новыми выгибаниями и периодически я даже падала. В общем, я сейчас дома, лежу, ходить практически не могу. И тем не менее усталой я себя не чувствую абсолютно. Просто ноги не мои.

Подводя итог этого приключения, я хочу сказать, что в такие походы не следует ходить не подготовленным людям вроде меня. Стоит испытать себя для первого раза на более низких и менее трудных вершинах. Лично мне стоит заняться своими ногами... Ну типа бегом что ли или сайклом. А ещё порадоваться тому, что этот мир не без добрых людей, которые в горах не оставят. А ещё хочу ещё раз сказать, что Байкал - удивительное и прекрасное место, несмотря на то, каким бы суровым он не был. И нет - я не жалею, что сотни раз думала, что умру и теперь валяюсь без ног. Свою вершину я покорила и счастлива. Мечты сбываются!

1. Маша, вы молодец!) Глаша.

2. Мария! Вы суперженщина не иначе! Спасибо что поделились такими красотами и расскаом

1. )))))))))) мне и самой было приятно описывать события

3. Мария я вас поздравляю,этого вы не забудете никогда!
    Не знаю,может быть я и не стала подниматься без страховки и подготовки.В моей жизни был тот самый случай...
    Качаем ноги,ходим с препятствиями и будут у нас еще вершины.

1. спасибо! буду стараться подготовить себя к следующим походом, тем более что в планах они точно теперь есть

4. Очень интересная статья! Вы молодец!